Анализируя все модели техники, которые когда-либо выпускались Минским тракторным заводом и вообще любыми советскими производителями, нельзя не отметить универсально-пропашной трактор МТЗ 80, а также его брата-близнеца МТЗ 82. Именно эти функциональные тракторы являлись самыми распространенными моделями семейства тракторов МТЗ на огромной территории всего Советского Союза, а также остаются наиболее массовыми на территории современной России, Украины, Белоруссии, Монголии и целого ряда других государств.
Как и многие другие модели Минского тракторного завода, МТЗ 80 не создавался с полного нуля. Он стал улучшенной версией уже существовавшего МТЗ 50, который также пользовался довольно большой популярностью в свое время. К спроектированному и выпущенному в 1962 году МТЗ 50, в стране проявляли огромный интерес и внимание. Так как страна переживала Хрущевскую «оттепель», реформы которой существенно повлияли на динамическое развитие всего сельского хозяйства, продуктивные и надежные машины имели приоритетное значение для всей экономики Союза. Поэтому оснащенный дизельным двигателем с мощностью 55 л/с, МТЗ 50 сразу завоевал колоссальную приверженность населения.
Но МТЗ 50 сравнительно недолго являлся лидером тракторной промышленности СССР. Спустя всего четыре года с момента выпуска первого трактора, на высшем государственном уровне был принят нормативно-правовой акт (Постановление №606), которым предусматривалось создание нового, более совершенного трактора на базе того самого МТЗ 50. Планировалось, что новый трактор получит модернизированный, более мощный двигатель, а также будет отнесен к 1,4 тяговому классу. Разработкой и проектированием занялись лучшие специалисты Минского тракторного завода, которые в период с 1966 по 1972 год проводили испытания трактора на самом высоком уровне. Новой модели была присвоена марка МТЗ 80.
Полномасштабное производство нового МТЗ 80 началось в 1974 году и он сразу же завоевал огромную популярность. Главными отличительными характеристиками МТЗ 80 от МТЗ 50 были рациональность и универсальность. Трактор гораздо эффективнее показал себя в работе. Многократно повысилось количество агрегатируемых с машиной видов оборудования, кроме того, МТЗ 80 был просто незаменим при транспортировочных видах работ. Учитывая «удачность» модернизации, разработчики решили сделать модель базовой для создания последующих унифицированных тракторов на колесном и на гусеничном ходу. В общем плане, универсально-пропашной МТЗ 80 стал прекрасной техникой, которая буквально за несколько лет, создала себе огромный авторитет.
Как и большинство других тракторов МТЗ, модель 80 эксплуатируют практически во всех отраслях. Именно высокая универсальность, сделала этот трактор практически незаменимым для аграрного сектора, коммунального хозяйства, отдельных видов промышленности и многих других сфер. Будь то МТЗ 80 с прицепом для перевозки соломы или МТЗ 82 с куном, трактор всегда с наивысшей оперативностью справлялся со всеми своими трудовыми обязанностями.
По большому счету, тракторы МТЗ 80 и 82 просто невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Они начали выпускаться практически в одно время, но все же, их разграничивают по одному важному признаку. Если МТЗ 80 имеет привод только на задние колеса, то модель 82 обладает полным приводом.
Также важно отметить, что разные модификации этой серии выпускались и продолжают выпускаться в наше время. Технические характеристики по сравнению с 1974 годом, когда с конвейера сошел первый трактор, очень сильно изменились в лучшую сторону. Они касаются самых разных элементов силового агрегата, трансмиссии, ходовой части, прицепного оборудования, управления, резины и конечно внешнего вида.
Говоря о технических характеристиках МТЗ 80 важно отметить, что этот трактор является своеобразной «золотой серединой» среди всех моделей белорусского производителя. Он не такой мощный, как «энергонасыщенные» МТЗ 3522 или 3022, а также серьёзно уступает МТЗ 1523 и даже модели 1221. Но в свою очередь, обладает высокими скоростными характеристиками, экономичностью, надежностью, ценовой лояльностью и главное, максимальной простотой в обслуживании. Именно благодаря своей универсальности МТЗ получил такое признание.
Кроме того, эта модель пользуется наибольшей популярностью у мелких и средних аграриев. По сравнению с уже упомянутыми моделями, а также очень дорогой техникой известных европейских или даже китайских производителей, МТЗ 80 и 82 экономически выгоден в эксплуатации и ремонте. Запасные части к этим тракторам можно без проблем найти в любом спецмагазине или на рынке.
МТЗ 80 цена: от 200 000 до 400 000 (б/у), до 680 000 рублей (новый).
МТЗ 82 цена: 250 000 до 450 000 (б/у), до 750 000 рублей (новый).
Предмет сравнения |
МТЗ 80 |
МТЗ 82 |
Тип силового агрегата |
дизель с непосредственным впрыском |
|
Модель |
Д-243 |
|
Мощность, кВт (л.с.) |
60 (81) |
|
Номинальная частота вращения, об/мин |
2200 |
|
Число цилиндров, шт. |
4 |
|
Рабочий объем, л |
4,75 |
|
Максимальный крутящий момент, Нм (кгсм) |
290 (29,6) |
|
Удельный расход топлива, г/кВт-ч (г/л.с.ч) |
220 (162) |
|
Коэффициент запаса крутящего момента, % |
15 |
|
Емкость топливных баков, л |
130 |
|
Муфта сцепления |
сухая, однодисковая |
|
Коробка передач |
механическая (с редуктором, удваивающим число передач) |
|
Число передач: вперед/назад |
18/4 |
|
Скорость, км/ч:вперед/назад |
1,89-33,4/3,98-8,97 |
|
Привод |
задний |
полный |
Габариты и масса |
||
База трактора, мм |
2370 |
2450 |
Общая длина, мм |
3850 |
3930 |
Ширина, мм |
1970 |
|
Высота по кабине, мм |
2780 |
|
Колея по передним колесам, мм: |
1350-1850 |
1450-1630 |
Колея, по задним колесам мм: |
1400-1600 |
1800-2100 |
Масса эксплуатационная, кг |
3700 |
3900 |
Размеры шин передних колес (стандарт): |
9,0-20 |
11,2-20 |
Размеры шин задних колес (стандарт): |
15.5R38 |
МТЗ 80 и 82 – это очень «податливый» трактор. Он без особых проблем может эксплуатироваться в любое время года, в том числе и зимний период. Благодаря специально предусмотренному электрофакельному подогревателю, существенно облегчен пуск силового агрегата, даже в самых «суровых» условиях.
Все механические детали трактора полностью оптимизированы под наилучшие рабочие характеристики. К примеру, главная передача переднего моста выполнена в виде специальных конических шестерней На них расположены спиральные зубья, которые существенно повышают условия зацепления, а также бесшумность самой передачи.
Передний мост МТЗ 82
Современные модификации трактора также предусматривают наличие специального «ходового уменьшителя», который просто незаменим для отдельных видов полевых работ, особенно когда нагрузки очень велики. Его использование направленно на снижение технологических скоростей. Коробка передач МТЗ 80 имеет гидравлическое управление, что позволяет делать переключение передач даже при самых больших нагрузках без ущерба для дифференциала (его блокировка также производиться с помощью гидравлики).
Коробка передач МТЗ 80 (поперечный разрез):
1 — кольцо стопорное; 2 — подшипник ШРО-208; 3 — кольцо пружинное; 4 — шестерня ведомая включения ходоуменьшителя; 5 — шестерня ведомая I передачи и заднего хода; 6 — шайба упорная; 7 — кольцо стопорное; 8 — шестерня скользящая I передачи и заднего хода; 9 — подшипник ШРО-50308; 10 — вал первой передачи и заднего хода; 11 — левая крышка бокового люка; 12 — прокладка крышки бокового люка; 13 — шестерня промежуточная привода переднего ведущего моста; 14 — ось промежуточной шестерни; 15 — втулка; 16 — гайка; 17 — лоток.
Что касается комфорта, то по сравнению с ранними моделями, современные трактора довольно легки в эксплуатации и вполне безопасны. Кабины монтируются на специальные амортизаторы, что существенно снижает уровень вибрации. Также улучшены характеристики шумоизоляции.