Трактор – безрельсовое транспортное средство, применяемое как тягач. Для этой машины характерна большая сила тяги и маленькая скорость. Устройство трактора включает в себя следующие блоки и узлы: двигатель (чаще дизельный), ходовую часть, трансмиссию, системы управления, оборудование рабочее и вспомогательное. Все используемые модели можно разделить на две группы: колесные и гусеничные.
Гусеничный трактор – российское изобретение: его прообраз придумал в начале 1880 года инженер-самородок Ф.А.Блинов. Особенностью этой машины является хорошее сцепление с почвой, большая тягловая сила, устойчивость и проходимость. Бесспорный факт: при одинаковой опорной площади, массе и мощности, колесный трактор повреждает в два раза больше пахотной земли, чем гусеничный. Недостаток машин на гусеничном ходу – затрудненное движение по дорогам с твердым покрытием. Зато на бездорожье ему нет равных – легко преодолевается болотистая почва, щебень, песок, рыхлый грунт.
Колесный трактор легче в ходу, более скоростной, комфортнее для водителя, не вызывает повреждения дорожного покрытия, легче ремонтируется. Но, меньшее сцепление с грунтом – недостаток этого транспортного средства. Оба типа тракторов применяются в сельском хозяйстве, в промышленности и строительстве.
Для земляных работ незаменим трактор-экскаватор. Планировку участка, выкапывание траншей, разработку котлованов, отсыпку насыпей – невозможно представить без этих механизмов. Их можно использовать для перемещения грузов в ковшах, транспортировки сыпучих материалов. Этот агрегат способен выполнять и другие функции, при условии оснащения его дополнительным оборудованием.
Непременный атрибут стройплощадки, порта, производственного цеха или склада – трактор-погрузчик. Фронтальные, вилочные, телескопические применяются для погрузки и перемещения песка, щебня, строительных материалов. Примером многофункциональности служит экскаватор-погрузчик: спереди объемный ковш фронтального погрузчика, сзади – экскаваторная стрела с ковшом. Такой механизм имеет меньшие габариты, по сравнению с трактором-экскаватором и обладает большей маневренностью.
Как и мини-экскаватор, придуманный японцами всего 45 лет назад, трактор-мини имеет, чаще, колесный ход. Это негабаритные машины, небольшой мощности (около 50 л.с.) уже повсеместно завоевали популярность. Простота управления, экономичный расход горючего, дизель с водяным охлаждением, неприхотливость делают их привлекательными для любых работ. Недостаток этих машин – двигатель трактора работает шумно, вентилятор требует значительных энергозатрат, бывают затруднения при регулировке теплового режима.
Широкое применение тракторной техники повсеместно объясняется не только особенностями конструктивных решений каждой модели, но и возможностью использования навесного оборудования, значительно расширяющей круг выполняемых задач.